IV до н. э. -III н. э
С VI в. до н. э. архитектура и градостроительство в Армянском нагории вступают в новый этап развития, проявляя новые качественные особенности. В IV в. до н. э. в основном завершается процесс складывания армянской народности. Ксенофонт в труде «Анабасис» приводит первое упоминание о народном жилище армян — глхатуне. В III—I вв. до н. э. возникают и развиваются города ранней армянской государственности — Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Тигранакерт, Заришат и так далее. В больших городах значительное развитие получают металлургия, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, строительное дело. Эти города, также, как и крупные крепости (Гарни, Артагерс, Ани-Камах, Даруйк), языческие святыни (Багаван, Багреванд, Аштишат, и так далее) становятся основными звеньями развития древнеармянской архитектуры и градосторительства. Согласно письменным источникам, частично материалам раскопок Гарни, Армавира, Арташата, традиционные градостроительство и архитектура Армении начиная с IV в. до н. э. развивались под влиянием греко-элленистической, а с I в. до н. э. римской культуры, формируя «армянский эллинизм». Градостроительные факторы, включая защитные особенности городов, были во многом похожы на элленистические. Для строительства городов местность выбиралась вблизи рек (Аракс, Арацани), которые, кроме обеспечения жизнидеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.
Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни, построенный армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чем свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке.
По свидетельству Плутарха в Арташате и Тигранакерте существовали театры, которые предположительно были построены по типу античных амфитеатров. В результате раскопок Гарнийской крепости открылись останки царского дворца и баньи — с мозаичными полами. В Арташате обнаружились баньи, системы водоснобжения, архитектурные и скульптурные фрагмены здании.
Гарни, I век н. э. Надпись царя Трдата гласит:"Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…
IV-VII века
С самого начала образования феодальных отношении архитектура и градостраительство Армении вступили в новый этап. Античные армянские города переживали экономический упадок, свое значение сохраняли только Арташат и Тигранакерт. На историческую смену приходили Двин и Карин (Эрзурум). Образование города Аршакаван царем Великой Армении Аршаком II не было полностью осуществлено. Христианство воплотило в жизнь новую архитектуру религиозных сооружении, которая изначально питалась традициями преждней, античной архитектуры.
Церкви IV-V веков в основном являются базиликами (Касах, IV-V вв., Аштарак, V в., Ахц, IV в., Егвард, V в.). Некоторые базилики армянской архитектуры относятся к так называемому «западному типу» базиликальных церквей. Из них наиболее известны церкви Текора (V в.), Ереруйка (IV-V вв.), Двина (470 г.), Цицернаванка (IV-V вв.). Сохранились также базилики Карнута (V в.), Егварда (V в.), Гарни (IV в.), Зовуни (V в.), Цахкаванка (VI в.), Двина (553-557 гг.), Талина (V в.), Танаата (491 г.), Джарджариса (IV-V вв.), Лернакерта (IV-V вв.), и т. д..
С V века базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. Из них купольные залы (Птхни, VI-VII вв., Аруч, 661-666 гг.), купольные базилики (восстановленный Текор, 478-490 гг., Одзун, VI в., Мрен, 613-640 гг., Гаянэ, 630 г., Багаван, 631-639 гг.) а также триабсидные купольные базилики (восстановленный св. Григор Двина, 608-615 гг., большой храм Талина, VII в.) восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центракупольные храмы VI-VII веков. Данная архитектурная идея развита в церкви 588-597 гг. а Аване и достигла классического совершенства в церкви св. Рипсимэ (618 г.) и в ряде других похожих церквей (Гарнаовит, VI-VII вв., Таргманчац, VII в., Арамус, VII в., Сисаван, VII в., Арцваберд, VII в.). В них с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Мастара (V-VI вв.), Артик (VII в.), Воскепар (VI-VII вв.) св. Тадеос Багарана (624-631), представляют тип четырехабсидной крестообразной центракупольной церкви. Стремление к созданию новых типов крестообразных центракупольных церквей приводит к появлению в VII века шедевра армянской архитектуры эпохи - Звартноца (641-652 гг.). Звартноц отличается также декоративным принципом архитектурного построения.
Во второй половине VII века создается многоалтарный тип церквей (церковь Зоравара в Егварде, 661-685 гг., церкви Иринда, VII в., Арагаца, VI в.). Одновременно в V-VI вв. разрабатывается стиль маленьких церквей с крестообразным архитектурным планом. Совершенствуясь в VI-VII веках, этот стиль проявился в целом ряде храмов и церквей, из которых наиболее известны аштаракский Кармравор (VI в.), св. Степанос в Коше (VII в.), малый храм Талина (VII в.), св. Степанос Лмбатаванка (VI в.), св. Саркис в Бджни (VII в.) а также церкви в Агараке (VII в.), Алмана (637 г.), Арзни (VI в.), св. Ншан в Дзагаванке (VII в.), Манканоц св. Сион в Ошакане (VII в.) и т. д..
Архитектура светских здании развивалась самостоятельно. Два дворца Двина (V и VII века), дворец Звартноца (VII в.) и два дворца Аруча (VII в.) отличаются единством композиции архитектурного плана. В них центральное место занимают колонные залы. Разные типы светских зданий представлены обнаруженными в Двине жилыми домами, общественными и др. зданиями. Монументальные памятники VI-VII вв. «пропагандирующие» крест (хачкары), приходят на замену деревянным крестам, которые были распространены в Армении в первые периоды христианства. Каменные «крылообразные» хачкары характерны для раннего периода развития малой архитектуры хачкарного искусства.
В Эчмиадзинском соборе, в церкви св. Григора в Двине, в Звратноце обнаружены памятники мозаичного искусства. Полностью сохранилась мозаика VI века в армянской церкви св. Иакова в Иерусалиме (с армянскими надписями). Раннесредневековые фрески обнаружены в мавзолее Ахца, в базиликах Касаха, Ереруйка, Циранавор и т. д. .
Двин. Центральная часть города. На переднем плане — собор, сзади справа — базиликальная церковь (VI в.), слева — дворец католикоса (V в.). Реконструкция. Рис. А. Патрика (на основании чертежей Г. Кочояна).
Мозаика с армянскими надписями, 6-7 вв.
Архитектурная традиция строительства мавзолеев восходит к урартской и эллинистической эпохи. Среди древнейших мавзолеев этой эпохи известны мавзолей Аршакидов в Ахце (IV в.) и Григориса (489 г.) в Арцахе. Погребальни в мавзолее Аршакидов подземные, погребальня Григориса под главным алтарем церкви. Похожее строение имеют мавзолеи св. Рипсиме и св. Гаянэ (VII в.). Зовунийский мавзолей (V в.) расположен у стен небольшой часовни св. Вардан. Методы художественной выразительности архитектуры IV-VII веков адекватны господствующим принципам архитектуры эпохи, художественным-эстетическим представлениям, и т. д. На основе образного представления лежали взаимосвязанные решения архитектурного плана и перспективы, ясное совершенство форм и фасадов, пропорциональная гармония, правильные механизмы выражения архитектоники. Построение стен разноцветными камнями (что кроме структурного, имело также художественное значение) являлось одним из характерных черт архитектуры данной эпохи. Стремлением внешней и внутренней лаконичности обусловлено часто ограниченное использование декоративных эллементов. Они были призваны в основном подчеркивать формы окон и входов, пластически обогащать некоторые части стен и расчленять плоскости фасадов.